Линзы восприятия.

1.Линзы доверия
Человек хочет знать, представляет ли другой угрозу для его идентичности, благополучия, доставит ли он неприятности. Потому люди неосознанно изучают ваши слова и поступки на предмет ваших намерений и силы действовать в соответствии с намерениями. (первая фаза восприятия).
Чтобы понять, союзник ли вы или враг, вас оценивают на теплоту (дружелюбие, верность, сопереживание) как доказательство хороших намерений и компетентность (навыки, интеллект, эффективность) как доказательство действий в сторону намерений.
Чтобы вас воспринимали ценным союзником, необходимо проецировать теплоту (физически выраженное внимание к человеку, эмпатия, доверие, комплименты и интерес) и компетентность (ответственность, демонстрация уверенности в себе без самонадеянности, сила воли, депонстрация потенциала и достижений).
Парадокс: демонстрация теплоты и компетентности могут напрямую противоречить друг другу.

2. Линзы силы
Мы искажаем восприятие человека, наделенного властью. Эта линза не используется при восприятии менее властного человека, только при отсутствии влияния мы задействуем вторую фазу, чтобы предсказывать поведение более сильного. Под властью имеется ввиду все, что угодно, когда присутствует «асимметричный контроль над нужными ресурсами» - в такой ситуации приходится подчиняться более сильному.
- у сильных людей больше ответственности, на них обращено внимание, им приходится двигаться вперед и решать новые задачи, что развивает мозг.
- влиятельные люди уделяют больше внимания на достижение целей, потому стереотипизируют восприятие других, нам сложно показать свою уникальность
- сила зависит от контекста, она меняется
- сильному человеку в других важна инструментальность. Потому при желании обратить на себя внимание, важно быть полезным.

3. Линзы эго
Функция этой линзы защищать самооценку, что отлично работает почти для всех (при клинической депрессии, конечно, не работает).
! Самооценка собеседника базируется на том, что важно для него, а не для вас. Чтобы понимать, как он исказит свое мнение о вас, нужно понять, что для него важно.
Самооценка базируется на сравнении и зависит от релевантности (важна область достижений) и близости (значимость того, с кем сравниваю). Самая высокая угроза эго при высокой релевантности и близости, самая низкая – при низкой значимости этих показателей. При низкой угрозе вас видят более точно.
- чтобы сохранить свою самооценку, мы намеренно думаем о близких, которые «хуже» (нисходящее социальное сравнение)
- если выбрать объект сравнения не получается и соперничество слишком очевидно, то работает несколько стратегий:
1) фокусируемся на аспекте, в котором мы лучше, преувеличивая способности. В таких сравнениях вы услышите «Да, но…»: да, она получила повышение, но она пропадает на работе, кто захочет так жить?
Важно понимать, что мы всегда принадлежим к какой-то группе и для нашей самооценки крайне важен позитивный взгляд на свою группу. Потому такая стратегия работает и в отношении группы: принизить успехи группы, к которой вы принадлежите. Т.е. если вы угрожаете чьей-то самооценке, другой может сконцентрироваться на вашей принадлежности к группе и стереотипизировать эту группу.
2) фокусируемся на том, что вы – часть группы, а потому можно погреться в лучах вашей славы. Эта стратегия для вас более полезна. Так работает «групповая элитарность», когда наша самооценка повышается от достижений нашей группы.
3) обесценивание успеха, снижение релевантности (например, когда свадьба друга не расстраивает, ведь вы закоренелый холостяк).
4) если обесценить не получается, используется стратегия избегания, т.е. выстроить дистанцию.
! Важно оценить угрозу, которую вы представляете для другого, подумайте о близости и релевантности. Понять, собираетесь ли вы проявить угрозу, например, дать оценку или указать на ошибку. Если да, то линзы эго у вашего собеседника заработают, для сохранения отношений необходимо:
- быть скромным, т.е. сознательно уменьшать угрозу, показывая себя уязвимым и человечным;
- повышать самооценку, помогая другому чувствовать себя ценным (часто нам кажется, что мы это делаем, но это не так). У человека есть глубокая потребность слышать подтверждение тому, как они себя видят, это стремление к самопроверке – потому стоит хвалить то, что человек не отрицает в себе.
- подчеркивать «мы», принадлежность к общей группе


4. Линзы для особых случаев.
- чаще всего люди уделяют внимание одному из двух аспектов: добиваться большего или сохранять то, что уже есть. Соответственно каждый из нас смотрит на мир через разные линзы: либо фокус на содействии (видеть возможности, награды, набивать шишки), либо фокус на предотвращении (видеть опасности, обязанности, учитывать опыт). Соответственно мотивирует разное – похвала или критика, одни быстро сдаются, другие постоянно в движении.
Важно это учитывать при взаимодействии с другим, например, с начальником. Определить, на чем сфокусирован человек можно, обратив внимание на: эмоции (разная реакция на успех и провал), возраст (чем старше, тем осторожнее), тип работы (например, бухгалтеры больше нацелены на предотвращение).
Бороться с фокусом собеседника не нужно, нужно работать в команде и использовать правильную мотивацию, т.е. отмечать в своей позиции выгоды для фокуса другого (например, говорить об опасности бездействия в случае фокусирования на предотвращения).

- существуют разные типы привязанности: тревожная и избегающая. Еще в детстве мы выясняем, можно ли довериться миру. При тревожной привязанности существует важность отношений, страх их потерять, возникает навязчивость и неустойчивость эмоций – важно не принимать это близко и транслировать прямолинейные сигналы (практика сопереживания и попытка понять поведение, показывать искренние намерения, быть надежным). При избегающей привязанности человек недоверчив, проявляет себя холодно и недружелюбно – важно понимать, что это всего лишь осторожность, потому не стоит быть навязчивым, насильно топить лед, стоит сконцентрироваться на долгосрочности отношений (принимать замкнутость человека в стрессовой ситуации, не ожидать излишней теплоты, не проявлять много теплоты – это причиняет дискомфорт).

@темы: книги, саммари