Всем привет! В следующих постах выложу саммари книги о том, почему нас воспринимают не так, как мы того хотим. И сразу прошу прощения за возможные ошибки и, особенно, логическое построение текста: выверять текст затратно по времени, которого у меня нет. Буду рада вопросам.)
Основная цель книги ответить на вопросы:
- почему люди слышат не то, что я говорю, и интерпретируют мое поведение прямо противоположно моим намерениям?
- как выглядеть в глазах других так, как я хочу? Как управлять моими «сообщениями» так, чтобы окружение верно их интерпретировало?
В книге много примеров и исследований, я лишь описываю информативную часть. Также хочу отметить, что многие описанные процессы искажаются в случае, например, депрессии у человека.
Мы живем в мире своих интерпретаций, а потому ни я сам не могу себя воспринимать объективно, ни другой – меня. Из этого вытекают трудности в понимании, любви и принятии. Потому важно понять сам принцип интерпретирования и научиться на него влиять, ведь ошибки восприятия базируются на предсказуемых правилах и склонностях.
1.Трудности понимания.
Вы, как и все остальные, исходите из двух ошибочных предположений:
- что люди вас воспринимают таким, какой вы есть;
- что другие видят вас ровно так же, как и вы себя.
Так не работает, потому что:
- для другого человека вы загадка. Человек не открытая книга, да и вы вряд ли облегчаете другим задачу понять вас.
Иллюзия прозрачности. Более менее легко считываются только базовые эмоции вроде страха или гнева. Но любые другие более тонкие эмоции могут быть приняты за что угодно другое, когда обида прячется за маской безразличия. Кстати, обида это самый классический пример, когда люди считают, что другие в курсе их обиды.
! Чтобы производить быть более «читаемым», необходимо сообщать о себе достаточно информации и подкреплять ее доказательствами. Иначе пробелы знания о вас заполняются другими людьми на основе их домыслов.
- любые ваши действия всегда неосознанно интерпретируются. Вы сами не всегда понимаете свои желания, а другие действуют наугад – вот почему можно прочесть совершенно разные представления людей об одном и том же известном человеке.
2. Когнитивные скряги или как мы автоматизируем интерпретацию.
Вырастая человек научается выделять из информационного шума нужное – это жизненно необходимо в мире, наполненном раздражителями. Любой человек при восприятии другого экономит свою психическую энергию, свое внимание. Мышление это компромисс между скоростью и точностью: чем быстрее, тем ошибочнее; чем точнее, тем медленнее.
Когнитивный скряга, коим мы являемся бОльшую часть времени, опирается на доступную информацию и на предположения. Например, если вы увидите человека, который ругается, вашим первым предположением будет, что он скандалист. И при отсутствии дополнительной информации на этом вы и остановитесь, дополнив его образ всем, что у вас ассоциируется со скандальностью.
Самые популярные предположения:
- предвзятость подтверждения – когда мы ищем доказательства своим предположениям в поведении человека, не обращая внимания на остальное. Например, стереотипы о группе людей.
- эффект первого впечатления, который влияет даже на полученные позже факты, которые могут игнорироваться или интерпретироваться в соответствии со своим убеждением. Потому, вы всегда тот, кого ожидают увидеть на основе прошлого опыта.
Стереотипы помогают мозгу делить мир на категории, что упрощает его понимание. Это мощный адаптивный инструмент мозга, который также влияет на восприятие людей: мы категоризируем людей не только по полу, расе, цвету кожи, но и по увлечениям/способностям («все женщины-бухгалтеры – злые»), по чертам лица (обладателям детских черт приписывается невинность побуждений, например).
! Стереотипы можно использовать в своих интересах, что мы интуитивно делаем, когда одеваемся или ведем себя определенным образом.
Эффект ореола - тенденция предполагать, что человек с выраженной положительной чертой обладает и другими. Часто под этот эффект попадают обладатели привлекательной внешности. Наиболее ярко эффект выражен при восприятии знаменитостей. Иногда мы получаем противоречивое знание о человеке, тогда возникает когнитивный диссонанс. Чтобы разрешить этот внутренний конфликт, мы либо игнорируем неприятный факт, либо меняем мнение о человеке на негативное.
Эффект ложного консенсуса. Склонность предполагать, что другой думает или чувствует так же, как я. Самое яркое проявление, когда публичная личность говорит «от народа» или когда человек, оправдывая себя говорит «Все делают это».
Эффект ложной уникальности. Человек склонен считать, что его негативные черты присущи многим, а позитивные выражены больше в нем самом – он честнее, способнее или добрее. Иными словами - другие порочнее, чем я. Я часто встречала такое на работе: при повышении кого-либо, коллеги меньше всего думали, что это из-за способностей.
! Важно понимать, что даже первое знакомство никогда не начинается с нуля: за доли секунды вас оценивают, заполняя впечатление деталями. Чем больше вы знаете о новом знакомом до встречи, тем больше шансов предвидеть то, что он спроецирует на вас. Вы можете извлечь пользу из эффекта ореола и положительных стереотипов, подчеркивая свою принадлежность к группе или свои хорошие качества.
3. Две фазы восприятия людей.
Первая фаза (или Система 1) – это автоматическое восприятие человека, работающее на стереотипизации и всех тех эффектах, что описаны ранее. Контекст во внимание не берется. Используется при отсутствии мотивации, при усталости и стрессе. Эта стратегия неосознанно работает всегда и не контролируется. Когнитивный скряга живет в этой фазе.
Заочное предубеждение. Первое предположение о вас: то, что вы делаете, отражает ваши черты.
Итак, основные предубеждения:
- если у другого есть одна характерная для меня черта, вероятно, он похож на меня и в другом;
- если у другого выражено положительное качество, вероятно, у него много и других положительных;
- принадлежащие к некой группе люди как правило обладают определенными чертами.
Наше поведение зависит от контекста и почти не свидетельствует об уникальных качествах человека. Это подтверждение того, что людей гораздо труднее понять, чем кажется. То, что мы подразумеваем под устойчивами чертами характера, является стабильной тенденцией вести себя определенным образом.
Вторая фаза (или Система 2) – это требующие усилия и внимания сложные умственные операции, которые включаются осознанно. Трудозатраты возможны только при мотивации узнать человека лучше и в состоянии внутреннего комфорта, при наличии энергии. Это фаза коррекции, когда мы начинаем учитывать контекст.
Наша повседневная жизнь далека от идеала, потому чаще всего мы не стремимся узнавать человека глубже и осознаннее.
Основная цель книги ответить на вопросы:
- почему люди слышат не то, что я говорю, и интерпретируют мое поведение прямо противоположно моим намерениям?
- как выглядеть в глазах других так, как я хочу? Как управлять моими «сообщениями» так, чтобы окружение верно их интерпретировало?
В книге много примеров и исследований, я лишь описываю информативную часть. Также хочу отметить, что многие описанные процессы искажаются в случае, например, депрессии у человека.
Мы живем в мире своих интерпретаций, а потому ни я сам не могу себя воспринимать объективно, ни другой – меня. Из этого вытекают трудности в понимании, любви и принятии. Потому важно понять сам принцип интерпретирования и научиться на него влиять, ведь ошибки восприятия базируются на предсказуемых правилах и склонностях.
1.Трудности понимания.
Вы, как и все остальные, исходите из двух ошибочных предположений:
- что люди вас воспринимают таким, какой вы есть;
- что другие видят вас ровно так же, как и вы себя.
Так не работает, потому что:
- для другого человека вы загадка. Человек не открытая книга, да и вы вряд ли облегчаете другим задачу понять вас.
Иллюзия прозрачности. Более менее легко считываются только базовые эмоции вроде страха или гнева. Но любые другие более тонкие эмоции могут быть приняты за что угодно другое, когда обида прячется за маской безразличия. Кстати, обида это самый классический пример, когда люди считают, что другие в курсе их обиды.
! Чтобы производить быть более «читаемым», необходимо сообщать о себе достаточно информации и подкреплять ее доказательствами. Иначе пробелы знания о вас заполняются другими людьми на основе их домыслов.
- любые ваши действия всегда неосознанно интерпретируются. Вы сами не всегда понимаете свои желания, а другие действуют наугад – вот почему можно прочесть совершенно разные представления людей об одном и том же известном человеке.
2. Когнитивные скряги или как мы автоматизируем интерпретацию.
Вырастая человек научается выделять из информационного шума нужное – это жизненно необходимо в мире, наполненном раздражителями. Любой человек при восприятии другого экономит свою психическую энергию, свое внимание. Мышление это компромисс между скоростью и точностью: чем быстрее, тем ошибочнее; чем точнее, тем медленнее.
Когнитивный скряга, коим мы являемся бОльшую часть времени, опирается на доступную информацию и на предположения. Например, если вы увидите человека, который ругается, вашим первым предположением будет, что он скандалист. И при отсутствии дополнительной информации на этом вы и остановитесь, дополнив его образ всем, что у вас ассоциируется со скандальностью.
Самые популярные предположения:
- предвзятость подтверждения – когда мы ищем доказательства своим предположениям в поведении человека, не обращая внимания на остальное. Например, стереотипы о группе людей.
- эффект первого впечатления, который влияет даже на полученные позже факты, которые могут игнорироваться или интерпретироваться в соответствии со своим убеждением. Потому, вы всегда тот, кого ожидают увидеть на основе прошлого опыта.
Стереотипы помогают мозгу делить мир на категории, что упрощает его понимание. Это мощный адаптивный инструмент мозга, который также влияет на восприятие людей: мы категоризируем людей не только по полу, расе, цвету кожи, но и по увлечениям/способностям («все женщины-бухгалтеры – злые»), по чертам лица (обладателям детских черт приписывается невинность побуждений, например).
! Стереотипы можно использовать в своих интересах, что мы интуитивно делаем, когда одеваемся или ведем себя определенным образом.
Эффект ореола - тенденция предполагать, что человек с выраженной положительной чертой обладает и другими. Часто под этот эффект попадают обладатели привлекательной внешности. Наиболее ярко эффект выражен при восприятии знаменитостей. Иногда мы получаем противоречивое знание о человеке, тогда возникает когнитивный диссонанс. Чтобы разрешить этот внутренний конфликт, мы либо игнорируем неприятный факт, либо меняем мнение о человеке на негативное.
Эффект ложного консенсуса. Склонность предполагать, что другой думает или чувствует так же, как я. Самое яркое проявление, когда публичная личность говорит «от народа» или когда человек, оправдывая себя говорит «Все делают это».
Эффект ложной уникальности. Человек склонен считать, что его негативные черты присущи многим, а позитивные выражены больше в нем самом – он честнее, способнее или добрее. Иными словами - другие порочнее, чем я. Я часто встречала такое на работе: при повышении кого-либо, коллеги меньше всего думали, что это из-за способностей.
! Важно понимать, что даже первое знакомство никогда не начинается с нуля: за доли секунды вас оценивают, заполняя впечатление деталями. Чем больше вы знаете о новом знакомом до встречи, тем больше шансов предвидеть то, что он спроецирует на вас. Вы можете извлечь пользу из эффекта ореола и положительных стереотипов, подчеркивая свою принадлежность к группе или свои хорошие качества.
3. Две фазы восприятия людей.
Первая фаза (или Система 1) – это автоматическое восприятие человека, работающее на стереотипизации и всех тех эффектах, что описаны ранее. Контекст во внимание не берется. Используется при отсутствии мотивации, при усталости и стрессе. Эта стратегия неосознанно работает всегда и не контролируется. Когнитивный скряга живет в этой фазе.
Заочное предубеждение. Первое предположение о вас: то, что вы делаете, отражает ваши черты.
Итак, основные предубеждения:
- если у другого есть одна характерная для меня черта, вероятно, он похож на меня и в другом;
- если у другого выражено положительное качество, вероятно, у него много и других положительных;
- принадлежащие к некой группе люди как правило обладают определенными чертами.
Наше поведение зависит от контекста и почти не свидетельствует об уникальных качествах человека. Это подтверждение того, что людей гораздо труднее понять, чем кажется. То, что мы подразумеваем под устойчивами чертами характера, является стабильной тенденцией вести себя определенным образом.
Вторая фаза (или Система 2) – это требующие усилия и внимания сложные умственные операции, которые включаются осознанно. Трудозатраты возможны только при мотивации узнать человека лучше и в состоянии внутреннего комфорта, при наличии энергии. Это фаза коррекции, когда мы начинаем учитывать контекст.
Наша повседневная жизнь далека от идеала, потому чаще всего мы не стремимся узнавать человека глубже и осознаннее.